Главная

"Психология имеет долгое прошлое, но довольно короткую историю" (Г. Эббингауз, 1908)
 


Век XX и психология

1870-1900    1900-1914    1914-1939    1939-1945    1945-1970   

Содержание


Вторая мировая война: 1939-1945

Вторая мировая война привела к тому, что психология потеряла целое поколение молодых гештальтпсихологов. Лидеры этого движения, эмигрировавшие в США, получили академические позиции, главным образом, в элитных учебных заведениях Восточного побережья Штатов (например, в Swartmore College, Smith College), которые не имели аспирантур и не готовили докторов. За исключением Левина, никто из них не оставил после себя учеников с докторскими степенями. Гештальтпсихологи оказались в интеллектуальной атмосфере, в которой доминировал бихевиоризм, у них не было аспирантов, и некоторые из них ушли из жизни слишком рано для того, чтобы оказать сколько-нибудь существенное влияние на психологию своей новой страны проживания; по всему этому вряд ли удивительно, что в Штатах так и не появилось новое поколение гештальтпсихологов.

Во время Второй мировой войны психологи использовались военными ведомствами для изучения морального состояния боевых подразделений, техник убеждения (в пропаганде и агитации). В это время заметное развитие получило изучение динамики малых групп. Необходимо заметить, что эта тематика не была прерогативой только американцев, это было, по крайней мере, совместное англо-американское предприятие. В связи с хронической нехваткой психиатров в британской армии во время войны солдат для психотерапевтических сеансов стали объединять в группы. Психиатры быстро поняли, что динамика в таких группах отличается от той, которая имеет место в традиционном диадическом взаимодействии. Групповая психотерапия, таким образом, зародилась в период Второй мировой войны в Великобритании.

Сразу после войны Тэвистокским институтом в Лондоне и Исследовательским центром групповой динамики в Массачусетском технологическом институте совместно был основан журнал Human Relations, в котором такие психологи как Левин, Фестингер, Шактер и др. опубликовали ряд своих классических работ (например, по теории социального сравнения – Фестингер). В Штатах развитием идей Левина в области динамики малых групп занимались в Национальных лабораториях тренинга. Однако после смерти Левина движение T-групп из научного предприятия превратилось во что-то больше похожее на общественный крестовый поход.

После войны исследования по групповой динамике очень хорошо финансировались – главным образом, Office of Naval Research. Главным интересом были автономные малые группы, объединенные решением общей задачи и изолированные от внешнего мира на длительный период времени. Эти исследования, разумеется, имели прямое отношение к военным операциям, тем не менее результаты большинства из них было впоследствии рассекречены.

В истории психологии важное место занимает 4-томное издание «Американский солдат» под ред. Самуэля Стоффера, которое отметило собой начало современной эры социальной психологии. 1 и 2 тт. были посвящены изучению приспособления солдат к армейской жизни и к боевым действиям и их последствиям; том 3 под ред. Ховлэнда и др. был посвящен экспериментам по техникам массового убеждения и стал основой послевоенной йельской программы по исследованию коммуникации и изменению установок; том 4 был посвящен техниками измерения установок.

Огромное влияние на послевоенную повестку дня в психологии оказал кошмар Холокоста. Людям было трудно не то что примириться, но даже понять, что творилось в нацистских лагерях смерти. В 1943 г., когда лагеря еще существовали, Гордон Олпорт опубликовал в Journal of Abnormal and Social Psychology статью Бруно Беттельгейма о жизни в концентрационном лагере (сам Беттельгейм был заключенным в Дахау и Бухенвальде). Эйзенхауэр (тогда еще просто генерал) требовал, чтобы солдаты подразделений, участвующих в освобождении узников концлагерей, в обязательном порядке знакомились с этой работой.

Наконец, после Нюрнбергского процесса пристальное внимание психологов, занимающихся экспериментами с участием людей, получили вопросы этики психологического исследования, в частности был формулирован принцип осведомленного согласия испытуемого на участие в исследовании.


 

Copyright
PSyberLink 1999
admin@psy.nsu.ru