Антикультовое движение в Украине: психологические и правовые основы

Елена Карагодина
Научный сотрудник отделения религиеведения Института Философии НАН Украины, Киев.
ogk@l-i-s.kiev.ua, ogk@vrif.viaduk.net

Текст доклада на IV Международной конференции “Религии и Церкви в Центральной и Восточной Европе”, Краков, 12-14 декабря 1997 г.

Karagodina, O. Anti-Cult Movement in Ukraine: Psychological and Legal Background // Church-State Relationships in Central and Eastern Europe. - Krakow: Jagiellonian University, 1997. - P. 10.

 

Конституция и Закон Украины “О свободе совести и религиозных организациях” не предполагают ограничений, основанных на таких признаках, как длительность существования той или иной конфесcии, “традиционализм” (соответствие культурным традициям нации), численность религиозной организации, ее вклад в развитие культуры и т.д. Таким образом, практически все религиозные организации и их члены имеют равные права перед законом. Религиозная активность может быть ограничена лишь в том случае, когда она вступает в противоречие с действующим законодательством и наносит ущерб физическому либо психическому здоровью граждан.

В связи с возникновением и распространением в последние годы большого количества новых, нетрадиционных для Украины религиозных течений вопрос о характере их деятельности, возможности и необходимости ее регулирования становится все более актуальным. Новые религиозные течения – наиболее динамичная часть религиозных деноминаций в Украине. Доля новых религиозных деноминаций среди всех зарегистрированных в Украине общин не превышает 3%. Однако эти данные отражают только “видимую часть айсберга”: большинство новых религиозных и духовных течений не зарегистрирована ни в Государственном комитете по делам религий, ни в Министерстве юстиции. С начала 90-х годов в Украине возникло множество групп, которые можно квалифицировать как течения Нового Века. Их деятельность не ограничивается “традиционно религиозными” формами и включает образование, целительство, просвещение, издательскую активность etc. Оживление религиозной жизни порождает ситуации, которые порой трудно разрешить в рамках ныне действующего законодательства. Среди проблем новых религиозных течений (НРТ) можно отметить несколько таких, которые вызывают особенно острые противоречия, стимулируют развитие антикультового движения и попытки более жесткой законодательной регламентации. Вот некоторые из них:

  1. Нетрадиционность вероучения и практик, несоответствие их привычным представлениям о религиозной деятельности порождает вопрос о том, можно ли считать новые течения религиозными и, таким образом, предоставлять им статус таковых.
  2. Глубокая эмоциональная вовлеченность последователей новых религиозных течений в культовую практику, предпочтение религиозного служения другим формам социальной активности вызывают предположения о недобровольности приобщения к НРТ. Противники культов, а вслед за ними и те, кто знает о НРТ лишь по наслышке, утверждаются во мнении, что лидеры новых религиозных течений используют специальные приемы воздействия на психику (“зомбирование”, “контроль сознания”) и, следовательно, общество должно обезопасить себя от этих “вредных влияний”.
  3. В последнее время все чаще высказывается мнение о том, что культовые практики НРТ приводят к возникновению или обострению психических расстройств.
  4. В то же время традиционные форми религиозной активности расцениваются как фактор, позитивно влияющий на психическое здоровье и духовное развитие личности. В этой связи традиционная церковь рассматривается не только как идейный союзник в борьбе с “культами”, но и как сторона, способная оказать практическую помощь в преодолении “вредных влияний” культов.

В данной статье рассматриваются некоторые примеры нетолерантности к новым формам религиозной активности в Украине. Очевидно, что нетолерантность к НРТ имеет несколько причин (социальные, культурные, политические, религиозные, психологические). Соответственно споры вокруг НРТ затрагивают интересы и отражают позиции резличных социальных групп и интстутутов. Наша работа посвящена главным образом психологическим основаниям нетолерантности к новым религиозним течениям. Они обусловлены, на наш взгяд, относительной ригидностью социальных установок многих наших сограждан. Оппозицию новым религиозным течениям, как правило, формируют представители старшего поколения - люди, чьи жизненные позиции сложились в период тоталитарного режима. Их отличает жесткость оценочных подходов, нетерпимость к “иному”, неспособность к диалогу, стремление доминировать, требование следовать привычным образцам поведения и мышления.

Психологическое консультирование семей, которые обращаются за помощью в связи с членством родственников в НРТ, позволило обнаружить некоторые стереотипы мышления, формирующие нетолерантное отношение к новым формам религиозной активности. Наболее распространены следующие “мифы”, на которых базируется неприятие участия детей (или других родственников) в НРТ:

Эти суждения (за исключением теретьего) имеют достаточно очевидную связь с мифами времен тоталитаризма.

Наиболее сложные ситуации противостояния на религиозной почве возникают в тех семьях, в которых и ранее, до вовлечения детей (или других родственников) в НРТ отношения были сложными и нестабильными. Без сомнения, личностные девиации членов таких семей, ролевая или коммуникативная дезинтеграция порождают стремление искать поддержки в иных микросоциальных группах, и таковыми нередко становятся именно НРТ. В то же время “мифы” о неэффективности и пагубности решения личностных проблем за счет вовлечения в НРТ стимулируют противодействие и усиливают внутрисемейные конфликты. Антикультовые установки, порожденные личностными особенностями оппонентов и их внутрисемейными проблемами, создают основу для широкого обобщения, формирования антикультовых организаций и движений, которые стремятся воздействовать на общественное мнение и влиять на законотворчество.

В 1993 г. в Украине была создана общественная организация “Порятунок”. В нее вошли родители детей, вовлеченных в религиозную организацию “Белое Братство” и родители верных Общества Сознания Кришны. Представители Порятунка активно содействовали обвинению в судебном процессе над лидерами Белого Братства и, выступая в суде, свидетельствовали об использовании Ю. Кривоноговым и М. Цвигун специфических приемов воздействия на психику их последователей. Следствие установило, что психическому здоровью некоторых верующих был нанесен ущерб. Этот факт вытекал, в частности, из заключения психолого-психиатрической экспертной комиссии, которая квалифицировала состояние нескольких верующих, как “психогенное расстройство постсуггестивного генеза”. В обвинительном заключении фигурировали данные о том, что несколько верующих страдали шизофренией, хотя очевидно, что связь психического заболевания с участием в культовой практике Белого Братства не может быть доказанной.

После окончания процесса деятельность организации “Порятунок” сосредоточилась на поисках фактов “негативного влияния на психику” различных новых религиозних течений, возникающих в Украине, и противодействии активности тоталитарно-деструктивных культов. Члены организации относят к деструктивным такие течения, как Белое Братство, Общество Сознания Кришны, Церковь Иисуса Христа святых последних дней (Мормоны), Свидетели Иеговы, церкови “Победа”, “Слово Веры” и др. Участники проведенного по инициативе “Порятунка” в марте 1996 г. круглого стола “Сущность религиозных сект, действующих в Украине”, пришли к заключению, что действующий закон не защищает граждан от “посягательств тоталитарных сект и деструктивных культов, которые широко развернули свою деятельность по всей територии Украины, распространяя человеконенавистническую идеологию и инспирируя межконфесиональную вражду”. Они подчеркнули, что “деятельность деструктивных сект относится к вопросам государственной безопасности, национальных интересов в сфере защиты семьи, воспитания, образования детей и молодежи”. В резолюции круглого стола было предложено, в частности, провести перерегистрацию всех существующих и действующих в Украине культово-религиозных объединений и пересмотреть требования к регистрации статутов религиозных организаций (увеличить срок изучения результатов деятельности до одного года, ужесточить ответственность за создание и содержание без регистрации ашрамов и т.д.).

Представители Порятунка настаивают на пересмотре действующего законодательства, ссылаясь, с одной стороны, на факты негативного отношения к культам за пределами Украины (например, на Заявление Европарламента 1-47/87 от 2.04.1984 г., постановление международной конференции “Тоталитарные секти и права человека” 1994 г. в Санкт-Петербурге и т.п.), а с другой - предоставляя в Государственный комитет по делам религий все новые доказательства опасности новых религиозных течений в самой Украине.

Обращаясь в Комитет по делам религий и другие инстанции, имеющие право законодательной инициативы, члены Порятунка предлагают внести в действующее законодательство радикальные изменения. Так, они поддержали обращение делегатов научно-практической конференции “Беларусь, религиозное сектантство и молодежь” к президентам, парламентам Беларуси, Росийской Федерации и Украины (18 - 19 декабря 1996 г., Минск), в котором, в частности предлагается:

Одно из важных направлений деятельности Порятунка - формирование нетолерантного отношения к НРТ в широких кругах населения. В своих выступлениях в средствах массовой информации они эксплуатируют достаточно распространенную в Украине идею о возможности “зомбирования” приверженцев новых религиозных течений, об использовании лидерами НРТ специальных техник и даже специальной аппаратуры для воздействия на психику, о фатальности и необратимости изменений психики верующих в результате культовых практик.

Порятунок - одна из организаций, которая приветствовала проект Закона Украины о защите от опасных влияний на психику и о психологической помощи лицам, попавшим под такое влияние. Проект этого Закона был вынесен на рассмотрение Верховной Рады Украины уже более двух лет назад. Преамбула проекта Закона констатирует факт, что государство и общество должны обеспечить защиту психического здоровья граждан и их защиту от опасных влияний на психику со стороны тех, кто выступает под маской целителей и проповедников нетрадиционных религий. Одна из целей Закона - реорганизовать психологическую помощь населению, установить соответствующие юридические основания для деятельности психологов-консультантов и других лиц, которые осуществляют психологическую помощь, разработать механизмы контроля за уровнем квалификации и получением разрешений на такую деятельность. Другая проблема, которую стремились разрешить авторы Закона, касается “опасных влияний на психику”, средств их профилактики и реабилитации лиц, которые пострадали от таких влияний.

В определении основных терминов, которые используются в Законе, в частности, указано, что “целенаправленное влияние на психику - влияние, которое осуществляется при наличии у субъекта влияния цели изменить ... поведение и психологические или психофизиологические особенности объекта влияния”; “опасное влияние на психику - влияние на психику, которое ... наносит психическую травму, или вызывает существенное ухудшение характеристик психических процессов, или приводит к деформации или регрессу личности”. Очевидно, что руководствуясь такими определениями практически любое воздействие в процессе общения следует квалифицировать, как “целенаправленное влияние”, а если предмет общения - эмоционально негативно окрашенные проблемы, то можно говорить об “опасном влиянии”. Можно отметить также, что такие категории, как “ухудшение характеристик психических процессов”, “деформация” или “регресс личности” невозможно строго верифицировать, доказать или отвергнуть факт их наличия средствами современной психологической науки.

Статья 9 проекта Закона предполагает признание лиц, которые подверглись опасным влияниям, временно (на срок до 6 месяцев) недееспособными на основании решения медико-психологической експертизы. В дальнейшем срок недееспособности может быть продлен решением той же комиссии - каждый раз на 3 месяца без ограничения общей продолжительности срока недееспособности. При этом такие лица отдаются под опеку родственников или других лиц, назначенных государственными органами, для проведения курса психологической реабилитации. Эта статья открывает возможности для практически неограниченных злоупотреблений и ограничения прав и свобод личности на основании ее убеждений, верований или просто неординарности поведения.

Проект данного Закона неоднократно подвергался экспертной оценке специалистов-психологов, психиатров и религиеведов. Однако, на протяжение двух лет в него не были внесены существенные поправки, которые бы позволили избежать ограничений конституционных прав и свобод граждан Украины в том случае, если он все-таки будет принят.

Представители организации “Порятунок” выступают за принятие Закона “Об опасных влияниях на психику”... в его первоначальном варианте. По их мнению, общество должно ограничить влияние НРТ на своих граждан, и основное средство такого ограничения - законодательные меры запретительного характера. Оппозиция нетрадиционным религиям настаивает на том, что их деятельность опасна для нашей культуры, психологического статуса и психического здоровья в любых ее проявлениях. Родители некоторых членов Общества сознаня Кришны продолжают утверждать, что их дети попали в деструктивный культ, хотя за время своего почти десятилетнего существования в Украине это религиозное течение стало одним из наиболее просоциальных. Киевская община МОСК, например, принимает сейчас в свой ашрам лиц молодого возраста только с согласия родителей. Зарегистрировав в Киеве свою Духовную академию, руководители МОСК требуют от абитуриентов медицинскую справку установленного образца, включающую, в частности, заключения психиатра и нарколога.

Порятунок является единственной общественной антикультовой организацией в Украине. В последнее время его внимание привлекают не только собственно религиозные, но и духовные течения. Так, пресс-конференция этой организации в июле 1997 г. была посвящена “деструктивной деятельности” представителей Рериховского общества, которые создали частную среднюю школу в г. Днепропетровске. Многочисленные комиссии не обнаружили нарушений в организации учебного процесса, построенного на основе учения Рерихов. Но на основании заявлений родственников преподавателей, которые работают в этой школе, против ее руководства было возбуждено уголовное дело в связи с якобы имеющим место нанесением ущерба здоровью под видом религиозных обрядов (ст. 209 УК Украины). Обсуждая данную проблему, организаторы пресс-конференции a priori высказали мнение о том, что здесь имеет место “психологическое воздействие” - подобно тому, как это было в религиозном течении Белое Братство.

Необходимо подчеркнуть, что Порятунок - это организация родственников верующих. Их негативное отношение к новым религиозным течениям во многом обусловлено теми психологическими проблемами, которые кореняться в семье и требуют прежде всего психологической коррекции. В ситуации, которая возникла в г. Днепропетровске, мужья и матери нескольких женщин-преподавателей частной школы им. Рерихов обратились в суд в связи с тем, что их жены (дочери) слишком много времени проводят на работе, и поэтому не уделяют должного внимания семье. Они обвинили руководителей школы в том, что те “зомбируют” сотрудников, заставляя их почти круглосуточно работать, лишая отдыха, сна, полноценного питания. “Жертвы насилия”, в свою очередь, объясняют ситуацию тем, что увлечены своей работой и не намерены терпеть попытки ограничить их свободу и право выбора со стороны окружающих - даже если это члены их семей.

Вероятно, при обюдном желании сторон данная проблема могла бы быть разрешена с помощью психологических консультаций и коррекции, а не в ходе судебного разбирательства. Эта ситуация весьма показательна: родители и родственники последователей новых религиозных течений как правило не стремятся брать на себя ответственность за собственные проблемы и проблемы их детей, и предпочитают перекладывать эту ответственность на общество - прежде всего на законодательные органы, правительство и суд.

Наш опыт показывает, что в случаях вовлечения детей в НРТ родители озабочены прежде всего тем, что религия “отнимает у них ребенка”. Они не хотят мириться с тем, что дети не следуют их рекомендациям, не поступают в соответствии с их планами, осуществляют самостоятельный выбор, негативно относятся к ценностям родителей, ведут не понятную родителям жизнь. Часто проблема сводится к тому, что родители не готовы уважать чужое решение и отказывают детям в самостоятельности. Беспорно, в ряде случаев участие в культовой практике ограничивает социальные связи, обедняет круг интересов, нивелирует критические способности мышления, что закономерно вызывает тревогу и сопротивление родственников. Однако, в ситуации психологического консультирования по поводу участия детей в НРТ родители почти никогда не соглашаются придерживаться тактики “ненасильственого влияния” на детей, которая требует уважения, такта и длительного труда. Они стремятся использовать меры запретительного характера и предпочли бы прибегнуть к таким активным воздействиям, как “депрограммирование” или “реформирование мышления”, если бы нашли специалистов, согласных применить эти методы.

В целом антикультовое движение в Украине не имеет пока реальных возможностей для консолидации и давления на законодательные органы. Антикультовая активность традиционных церквей представлена в основном издательской деятельностью. Медицинские и психологические службы занимают позицию наблюдателей: например, в отличие от своих украинских коллег, украинские психиатры не поддерживают антикультовых усилий православной церкви и родителей. Такая ситуация не является следствием толерантности и демократизации общества - она по-видимому отражает остроту внутренних проблем тех социальных институций, которые традиционно формируют антикультовый фронт. Следует отметить, что отношение украинского населения к НРМ скорее является нетолерантным. Так, изучение общественного мнения населения г. Днепропетровска (1997, N=442) обнаружило, что 42,2% опрошенных были убеждены в необходимости запрещения деятельности некоторых религиозных организаций. В то же время 37,5% респондентов утверждали, что государство не должно вмешиваться в дела церквей. Эти данные свидетельствуют о том, что демократизация украинского общества весьма далека от реальности, хотя для нее созданы определенные законодательные условия.

Выводы

 

© Карагодина Е.Г., 1997, 1998

Карагодина Е.Г. (1998). Антикультовое движение в Украине: психологические и правовые основы. [WWW-документ] URL http://psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/karagod2.htm

09.count since 15/08/98

PSyberLink | Рукопись