Некоторые даты в истории становления психологии как экспериментальной и социальной науки: 1872 - 1914

"Психология имеет долгое прошлое, но довольно короткую историю"
(Г.Эббингауз, 1908)

[1872 - 1914] [1914 - 1939] [1939 - 1973]


1872
Дарвин (1809-82) публикует "Выражение эмоций у людей и животных".

1874
Вундт (1832-1920) публикует первое издание Grundzuge der physiologischen Psychologie.

1875
Вундт получает должность заведующего кафедрой философии в Лейпциге.

1876
Бэйн основывает журнал Mind ("Разум").

1879
Вундт основывает Психологический институт в Лейпциге. Частью своей работы Вундт видел изучение таких социо–культурных феноменов как язык, религия, мифы и волшебство; психология была для него не только естественнонаучной, но и социальной дисциплиной. С этим связан тот факт, что приверженцы позитивизма в психологии отвергли вундтовский проект психологии. Понадобится около 100 лет для того, чтобы психология вновь вернулась к изучению культурных и социальных феноменов (см. 1972).

1881
Вундт основывает журнал Philosophische Studien, в котором собирается публиковать результаты исследований своей лаборатории.

1885
Фрейд (1856-1939) посещает Шарко (1825-93) в Париже с целью знакомства с применением гипноза для лечения истерии.

1885-6
Дюркгейм (1858-1917) посещает ряд немецких университетов, включая Лейпцигский. Работа Вундта производит на него сильное впечатление.

1887
Джордж Герберт Мид (1863-1931) поступает в аспирантуру Гарварда. Он живет по соседству с Уильямом Джемсом и занимается репетиторством с одним из его детей. Находится под впечатлением гегельянских идей Ройса.

1888-9
Мид поступает на учебу к Вундту и слушает его курс "Основы метафизики".

1889-91
По совету Г. Стэнли Холла Мид перебирается в Берлин, где изучает экспериментальную и физиологическую психологию у Эббингауза. (1850-1909), психологию, антропологию, философию и образование у Паульсена и философию у Дильтея (1833-1911). Под руководством последнего Мид начинает писать диссертацию, посвященную критике рационалистских представлений о пространстве, но в 1891 г. оставляет ее незавершенной.

1890
Джемс (1842-1910) публикует "Принципы психологии".
Тард (1843-1904) публикует Les Lois de l'Imitation.
Фон Эренсфельс (1859-1932) (Von Ehrensfels) публикует статью 'Uber Gestaltequalitaten', которая становится основой для формирования Австрийской школы гештальтпсихологии (не путать с более поздней Берлинской школой).
Эббингауз и Кониг основывают Zeitschrift fur Psychologie und Physiologie der Sinnesorgane - журнал, стоявший в оппозиции вундтовскому Philosophische Studien.

1891-4
Мид работает в Мичиганском университете инструктором по философии и психологии. Здесь он становится коллегой и близким другом Дьюи (1859-1952). Он также встречается с Кули (1864-1929), который в то время заканчивает свою диссертацию по экономике. Кули познакомил Мида с учением Адама Смита, которое явилось источником мидовской идем о принятии роли другого. Покупатель и продавец, совершая сделку, принимают роли друг друга, и это делает рыночные отношения более эффективными. Люди могут заниматься коммерцией, не зная языка и культуры друг друга. Мид говорил, что торговля сделала для объединения народов больше, чем любая мировая религия.

1892
Титченер (1867-1927) эмигрирует из Германии в США и становится профессором психологии в Корнелле, где и остается до самой смерти. Американцами он воспринимается как представитель вундтовской ортодоксальной школы экспериментальной психологии и интроспекции.

1892-3
Мюнстерберг (1893-1916) читает лекции в Гарварде.

1894
Дьюи становится во главе кафедры философии в только что основанном Чикагском университете. Его сопровождает Мид. Создается журнал Psychological Review.
Дюркгейм публикует "Правила социологического метода" (Les Regales de la Methode Sociologique).

1895
Ле Бон (1841-1931) публикует "Психологию толп".
Болдуин (1861-1934) публикует "Психическое развитие ребенка и расы", где предлагает теорию, по которой индивид в онтогенезе повторяет историю человечества.

1896

Дьюи публикует "Понятие рефлекторной дуги в психологии", где предупреждает об опасности рассмотрения рефлекторной дуги как основного элемента человеческого поведения. Статья родилась в результате бесед с Мидом, который позже развил ее идеи в своей работе "Философия действия" (1938).
Дюркгейм становится профессором социологии в Бордо.

1897
Дюркгейм основывает журнал L'Annee Sociologique, в котором публикует работы своей школы.
Мюнстерберг становится директором Гарвардской психологической лаборатории. Он остается в Гарварде до самой смерти в 1916.

1898
Дюркгейм публикует "Представления индивидуальные и представления коллективные" (Representations individuelles et representations collectives). Он проводит раздел между социологией (изучающей коллективные представления) и психологией (изучающей индивидуальные представления) и заявляет, что это автономные дисциплины.

1900-20
Вундт начинает 10-томную публикацию Volkerpsychologie: eine Untersuchung der Entwicklungsgesetze von Sprache, Mythus und Sitte.

1900-08
Уотсон (1878-1958) становится сначала аспирантом, а затем инструктором в Чикагском университете. Первоначально он собирался учиться под руководством Дьюи, но вместо этого защитил диссертацию по изучению животных у Энджелла.

1900
Тард становится профессором в Le College de France.

1900-01
Мид впервые читает ежегодный курс лекций по социальной психологии на факультете философии в Чикаго. Он никогда не делал письменных заметок к своим лекциям. Курс, прочитанный Мидом в 1927 г., будет восстановлен уже после его смерти по студенческим конспектам и издан в 1934 г. под названием "Разум, "Я" и общество" (Mind, Self and Society: from the point of view of a social behaviorist).

1901
Тард публикует L'Opinion et la Foule.

1903
Уотсон защищает диссертацию по научению у крыс и получает докторскую степень по психологии в Чикаго.

1903-4
Дюркгейм и Тард читают лекции на тему "Социология и социальные науки" в Ecole des Hautes Etudes en Sciences Sociales в Париже.
Коффка (1886-1941) учится в Эдинбурге.

1904
Дьюи переходит из Чикагского в Колумбийский университет в Нью-Йорке. Психологи в Чикаго под руководством Энджелла формируют новую кафедру. Мид остается на кафедре философии, Уотсон присоединяется к психологам. "Я был на лекциях и семинарах Мида, но никогда не понимал его. Мид же, напротив, был очень заинтересованным моими опытами с животными…", - напишет Уотсон в 1936 г.
Мид публикует "Связь между психологией и филологией" - обзор первых 2-х тт. Volkerpsychologie Вундта.
Парк (1864-1944) защищает диссертацию 'Masses und Publikum' в Гейдельберге, в которой он разводит понятия "толпа" и "публика". Журналист по профессии, Парк позже присоединяется к факультету социальных наук Чикагского университета.

1906
Мид публикует "Воображение в рассмотрении Вундтом мифов и религии" - обзор 3 и 4 тт. Volkerpsychologie Вундта.
Мортон Прайс (1854-1928) в Гарварде основывает Journal of Abnormal Psychology.

1907-8
Томас, выдающийся социолог из Чикаго (соавтор Знанецкого по работе "Польские крестьяне в Европе и Америке"), поступает на курсы Вундта в Лейпциге.

1908
Уотсон покидает Чикаго и в возрасте 30 лет получает звание полного профессора в университете Джона Хопкинса.
Макдугал публикует "Введение в социальную психологию". Он идентифицирует ограниченный набор рефлексов, которые, по его мнению, составляют основу социальной жизни.
Росс (1866-1951) публикует "Социальную психологию" (Social Psychology: an outline and source book), в которой обобщает европейскую, главным образом французскую, традицию в области изучения социального влияния.
Малиновски (1884-1942) в Лепциге изучает физику и химию. Восстанавливаясь после болезни, читает "Золотую ветвь" Фрейзера и заинтересовывается антропологией. Испытывает влияние Вундта.

1909
Фрейд, сопровождаемый Юнгом (1875-1961), читает 5 лекций по психоанализу в честь 20 годовщины университета Кларка, Уорчестер, Массачусетс.
Левин (1890-1947) поступает в Берлинский университет, где изучает психологию вплоть до начала войны в 1914 г.
Болдуин вынужден покинуть свой пост в университете Джона Хопкинса. Вместо себя на постах заведующего кафедрой и редактора Psychological Review он оставляет Уотсона.

1910
Малиновски уезжает из Лейпцига в Лондон, где в Лондонской школе экономики он основывает социальную антропологию как дисциплину.
М.М. Ковалевский читает лекции по социологии в Психоневрологическом институте в Петербурге и предлагает свою концепцию коллективной (социальной) психологии сходную с тардовской: "…единственное средство познать […] психологию масс - это изучить всю совокупность их верований, учреждений, нравов, обычаев и привычек". Ковалевский почеркивает в этой связи важность анализа сказок, былин, пословиц, писаных и неписаных законов и т.д., чем очень схож с Вундтом (см. 19790).

1912
Уотсон читает серию лекций в Колумбийском университете, начиная систематически развивать бихевиористские идеи.
Вертгеймер (1880-1943), Коффка и Кёлер (1887-1967) во Франкфурте проводят первый эксперимент, который ведет к установлению гештальтпсихологии. Эксперимент касался phi-феномена.
Вундт публикует Elemente der Volkerpsychologie - избранное из продолжающегося издания его Volkerpsychologie (1900-20). Отклик Фрейда появляется в работе "Тотем и табу" (1913). Elemente публикуются на английском в 1916 г. под названием "Элементы народной психологии: наброски психологической истории развития человечества".

1912-13
Малиновски, Радклифф-Браун (1881-1955), Дюркгейм и Фрейд публикуют важные работы касающиеся австралийских аборигенов. Фрейд явным образом реагирует на вундтовское описание эры тотемизма в "Тотеме и табу".

1913
Уотсон, "Психология, как ее видит бихевиорист" - бихевиористский манифест, в котором Уотсон призывает освободиться от всех упоминаний о "разуме" и "сознании".

1914-1918
Первая мировая война.

[1872 - 1914] [1914 - 1939] [1939 - 1973]

© А.Дерябин, 1998
Last modified  15/02/98

PSyberLink | Центр

psllogo.gif (2028 bytes)

© Научно-учебный центр психологии НГУ 1997, 1998


Rambler's Top100