Некоторые
даты в истории становления психологии как
экспериментальной и социальной науки: 1872 - 1914
"Психология имеет долгое прошлое,
но довольно короткую историю"
(Г.Эббингауз, 1908)
[1872 - 1914] [1914 - 1939] [1939 - 1973]
1872
Дарвин (1809-82) публикует "Выражение
эмоций у людей и животных".
1874
Вундт (1832-1920) публикует первое издание Grundzuge der
physiologischen Psychologie.
1875
Вундт получает должность заведующего кафедрой
философии в Лейпциге.
1876
Бэйн основывает журнал Mind ("Разум").
1879
Вундт основывает Психологический институт в
Лейпциге. Частью своей работы Вундт видел
изучение таких социо–культурных феноменов как
язык, религия, мифы и волшебство; психология была
для него не только естественнонаучной, но и
социальной дисциплиной. С этим связан тот факт,
что приверженцы позитивизма в психологии
отвергли вундтовский проект психологии.
Понадобится около 100 лет для того, чтобы
психология вновь вернулась к изучению
культурных и социальных феноменов (см. 1972).
1881
Вундт основывает журнал Philosophische Studien, в
котором собирается публиковать результаты
исследований своей лаборатории.
1885
Фрейд (1856-1939) посещает Шарко (1825-93) в Париже с
целью знакомства с применением гипноза для
лечения истерии.
1885-6
Дюркгейм (1858-1917) посещает ряд немецких
университетов, включая Лейпцигский. Работа
Вундта производит на него сильное впечатление.
1887
Джордж
Герберт Мид (1863-1931) поступает в аспирантуру Гарварда. Он живет по
соседству с Уильямом Джемсом и занимается
репетиторством с одним из его детей. Находится
под впечатлением гегельянских идей Ройса.
1888-9
Мид поступает на учебу к Вундту и слушает его
курс "Основы метафизики".
1889-91
По совету Г. Стэнли Холла Мид перебирается в
Берлин, где изучает экспериментальную и
физиологическую психологию у Эббингауза. (1850-1909),
психологию, антропологию, философию и
образование у Паульсена и философию у Дильтея
(1833-1911). Под руководством последнего Мид начинает
писать диссертацию, посвященную критике
рационалистских представлений о пространстве,
но в 1891 г. оставляет ее незавершенной.
1890
Джемс (1842-1910) публикует "Принципы
психологии".
Тард (1843-1904) публикует Les Lois de l'Imitation.
Фон Эренсфельс (1859-1932) (Von Ehrensfels) публикует статью
'Uber Gestaltequalitaten', которая становится основой для
формирования Австрийской школы
гештальтпсихологии (не путать с более поздней
Берлинской школой).
Эббингауз и Кониг основывают Zeitschrift fur Psychologie und
Physiologie der Sinnesorgane - журнал, стоявший в оппозиции
вундтовскому Philosophische Studien.
1891-4
Мид работает в Мичиганском
университете инструктором по философии и
психологии. Здесь он становится коллегой и
близким другом Дьюи (1859-1952). Он также встречается
с Кули (1864-1929), который в то время заканчивает свою
диссертацию по экономике. Кули познакомил Мида с
учением Адама Смита, которое явилось источником
мидовской идем о принятии роли другого.
Покупатель и продавец, совершая сделку,
принимают роли друг друга, и это делает рыночные
отношения более эффективными. Люди могут
заниматься коммерцией, не зная языка и культуры
друг друга. Мид говорил, что торговля сделала для
объединения народов больше, чем любая мировая
религия.
1892
Титченер (1867-1927) эмигрирует из Германии в США и
становится профессором психологии в Корнелле,
где и остается до самой смерти. Американцами он
воспринимается как представитель вундтовской
ортодоксальной школы экспериментальной
психологии и интроспекции.
1892-3
Мюнстерберг (1893-1916) читает лекции в Гарварде.
1894
Дьюи становится во главе кафедры философии в
только что основанном Чикагском
университете. Его сопровождает Мид.
Создается журнал Psychological
Review.
Дюркгейм публикует "Правила социологического
метода" (Les Regales de la Methode Sociologique).
1895
Ле Бон (1841-1931) публикует "Психологию толп".
Болдуин (1861-1934) публикует "Психическое
развитие ребенка и расы", где предлагает
теорию, по которой индивид в онтогенезе
повторяет историю человечества.
1896
Дьюи публикует "Понятие рефлекторной дуги в
психологии", где предупреждает об опасности
рассмотрения рефлекторной дуги как основного
элемента человеческого поведения. Статья
родилась в результате бесед с Мидом, который
позже развил ее идеи в своей работе "Философия
действия" (1938).
Дюркгейм становится профессором социологии в
Бордо.
1897
Дюркгейм основывает журнал L'Annee Sociologique, в
котором публикует работы своей школы.
Мюнстерберг становится директором Гарвардской
психологической лаборатории. Он остается в
Гарварде до самой смерти в 1916.
1898
Дюркгейм публикует "Представления
индивидуальные и представления коллективные"
(Representations individuelles et representations collectives). Он
проводит раздел между социологией (изучающей
коллективные представления) и психологией
(изучающей индивидуальные представления) и
заявляет, что это автономные дисциплины.
1900-20
Вундт начинает 10-томную публикацию Volkerpsychologie:
eine Untersuchung der Entwicklungsgesetze von Sprache, Mythus und Sitte.
1900-08
Уотсон (1878-1958) становится сначала аспирантом, а
затем инструктором в Чикагском
университете. Первоначально он собирался
учиться под руководством Дьюи, но вместо этого
защитил диссертацию по изучению животных у
Энджелла.
1900
Тард становится профессором в Le College de France.
1900-01
Мид впервые читает ежегодный курс лекций по
социальной психологии на факультете философии в
Чикаго. Он никогда не делал письменных заметок к
своим лекциям. Курс, прочитанный Мидом в 1927 г., будет
восстановлен уже после его смерти по
студенческим конспектам и издан в 1934 г. под
названием "Разум, "Я" и общество" (Mind,
Self and Society: from the point of view of a social behaviorist).
1901
Тард публикует L'Opinion et la Foule.
1903
Уотсон защищает диссертацию по научению у крыс
и получает докторскую степень по психологии в
Чикаго.
1903-4
Дюркгейм и Тард читают лекции на тему
"Социология и социальные науки" в Ecole des Hautes Etudes en Sciences
Sociales в Париже.
Коффка (1886-1941) учится в Эдинбурге.
1904
Дьюи переходит из Чикагского
в Колумбийский университет
в Нью-Йорке. Психологи в Чикаго под руководством
Энджелла формируют новую кафедру. Мид остается
на кафедре философии, Уотсон присоединяется к
психологам. "Я был на лекциях и семинарах Мида,
но никогда не понимал его. Мид же, напротив, был
очень заинтересованным моими опытами с
животными…", - напишет Уотсон в 1936 г.
Мид публикует "Связь между психологией и
филологией" - обзор первых 2-х тт. Volkerpsychologie
Вундта.
Парк (1864-1944) защищает диссертацию 'Masses und Publikum' в Гейдельберге, в
которой он разводит понятия "толпа" и
"публика". Журналист по профессии, Парк
позже присоединяется к факультету социальных
наук Чикагского университета.
1906
Мид публикует "Воображение в рассмотрении
Вундтом мифов и религии" - обзор 3 и 4 тт. Volkerpsychologie
Вундта.
Мортон Прайс (1854-1928) в Гарварде основывает Journal of
Abnormal Psychology.
1907-8
Томас, выдающийся социолог из Чикаго (соавтор
Знанецкого по работе "Польские крестьяне в
Европе и Америке"), поступает на курсы Вундта в
Лейпциге.
1908
Уотсон покидает Чикаго и в возрасте 30 лет
получает звание полного профессора в
университете Джона Хопкинса.
Макдугал публикует "Введение в социальную
психологию". Он идентифицирует ограниченный
набор рефлексов, которые, по его мнению,
составляют основу социальной жизни.
Росс (1866-1951) публикует "Социальную
психологию" (Social Psychology: an outline and source book), в
которой обобщает европейскую, главным образом
французскую, традицию в области изучения
социального влияния.
Малиновски (1884-1942) в Лепциге изучает физику и
химию. Восстанавливаясь после болезни, читает
"Золотую ветвь" Фрейзера и
заинтересовывается антропологией. Испытывает
влияние Вундта.
1909
Фрейд, сопровождаемый Юнгом (1875-1961), читает 5
лекций по психоанализу в честь 20 годовщины университета Кларка,
Уорчестер, Массачусетс.
Левин (1890-1947) поступает в Берлинский университет,
где изучает психологию вплоть до начала войны в
1914 г.
Болдуин вынужден покинуть свой пост в
университете Джона Хопкинса. Вместо себя на
постах заведующего кафедрой и редактора Psychological
Review он оставляет Уотсона.
1910
Малиновски уезжает из Лейпцига в Лондон, где в Лондонской школе экономики
он основывает социальную антропологию как
дисциплину.
М.М. Ковалевский читает лекции по социологии в
Психоневрологическом институте в Петербурге и
предлагает свою концепцию коллективной
(социальной) психологии сходную с тардовской:
"…единственное средство познать […]
психологию масс - это изучить всю совокупность их
верований, учреждений, нравов, обычаев и
привычек". Ковалевский почеркивает в этой
связи важность анализа сказок, былин, пословиц,
писаных и неписаных законов и т.д., чем очень схож
с Вундтом (см. 19790).
1912
Уотсон читает серию лекций в Колумбийском университете,
начиная систематически развивать
бихевиористские идеи.
Вертгеймер (1880-1943), Коффка и Кёлер (1887-1967) во
Франкфурте проводят первый эксперимент, который
ведет к установлению гештальтпсихологии.
Эксперимент касался phi-феномена.
Вундт публикует Elemente der Volkerpsychologie - избранное
из продолжающегося издания его Volkerpsychologie
(1900-20). Отклик Фрейда появляется в работе "Тотем
и табу" (1913). Elemente публикуются на английском
в 1916 г. под названием "Элементы народной
психологии: наброски психологической истории
развития человечества".
1912-13
Малиновски, Радклифф-Браун (1881-1955), Дюркгейм и
Фрейд публикуют важные работы касающиеся
австралийских аборигенов. Фрейд явным образом
реагирует на вундтовское описание эры тотемизма
в "Тотеме и табу".
1913
Уотсон, "Психология, как ее видит
бихевиорист" - бихевиористский манифест, в
котором Уотсон призывает освободиться от всех
упоминаний о "разуме" и "сознании".
1914-1918
Первая мировая война.
[1872 - 1914] [1914 - 1939] [1939
- 1973]
© А.Дерябин, 1998
Last modified 15/02/98
PSyberLink
| Центр
© Научно-учебный
центр психологии НГУ 1997, 1998
|