Некоторые даты в истории становления психологии как экспериментальной и социальной науки: 1914-1939

"Психология имеет долгое прошлое, но довольно короткую историю"
(Г.Эббингауз, 1908)

[1872 - 1914] [1914 - 1939] [1939 - 1973]


1914-1918
Первая мировая война

1914
Уотсон публикует "Поведение: введение в сравнительную психологию" и "Поведение простых и черных крачек".

1915
Уотсон избирается Президентом Американской психологической ассоциации. Президентское обращение озаглавлено "Место условного рефлекса в психологии". Он предлагает принять рефлекторную дугу за основной элемент поведения. Это то, против чего предостерегал Дьюи в 1896 г.
Де Соссюр в Швейцарии издает свой "Курс общей лингвистики", где обосновывает возможность науки о знаках - семиологии (семиотики): "Возможна наука, которая будет изучать жизнь знаков в обществе; она могла бы быть частью социальной психологии. Я назову ее семиологией."

1917
Левин публикует свою первую профессиональную статью, 'Kriegslandschaft', которая описывает взгляд солдата на войну.

1918-20
Томас и Знанецки публикуют 5-томник "Польский крестьянин в Европе и Америке". Томас определяет социальную психологию как научное исследование социальных установок (attitudes). Он вынужден оставить свое место в Чикаго.

1919
Данлоп публикует статью "Существуют ли инстинкты?", в которой ставит под вопрос инстинкт как объяснительный конструкт.

1920
Академическая карьера Уотсона заканчивается после его развода. Томас, чикагский социолог, оказывает ему финансовую поддержку и помогает ему найти работу в рекламной компании J. Walter Thompson. Начинается чрезвычайно успешная работа Уотсона в рекламе, он даже становится вице-президнтом компании (1924-36).
Макдугал публикует "Групповой разум" (The Group Mind), и подвергается нападкам со стороны Флойда Олпорта (1890-1978) за то, что присваивает свойства агента сущностям отличным от индивида (см. 1924). Макдугал перебирается из Берлина в Гарвардский университет.
Хайдер (1896-1988) защищает диссертацию под названием Ding und Medium.

1921
Фрейд публикует "Массовую психологию и анализ человеческого Я" - первую из серии книг, в которых он перемещает свое внимание с анализа клинических случаев на анализ культурных феноменов. В "Массовой психологии" Фрейд развивает идеи Ле Бона и Тарда о психологии толпы.
Основывается Psychologische Forschung - журнал гештальт-группы под редакцией Вергеймера, Кёлера, Коффки, Годштейна (1878-1965) и Грюле (1880-1958).
Ф.Олпорт и М.Принс основывают Journal of Abnormal Psychology and Social Psychology. Опыт, который Принс пережил во время Второй мировой войны, заставляет его заняться социальной психологией. В 1925 г. название журнала сокращается до Journal of Abnormal and Social Psychology, и он становится главным периодическим изданием по социальной психологии в мире.

1922
Леви-Брюль (1857-1939) публикует "Первобытное мышление", где обосновывает свою мысль, что ментальность примитивных народов носит мистический и до-логический характер и отличается от рационального и логического мышления характерного для западной цивилизации.

1923
Фрейд пишет "Я и Оно".

1924
Флойд Олпорт (брат Гордона Олпорта) издает свою книгу "Социальная психология", тем самым закрепляя социальную психологию как экспериментальную и поведенческую науку. Он объясняет социальные феномены в чисто бихевиористских терминах на уровне отдельного индивида. С его точки зрения, нет необходимости менять научную модель при переходе от изучения индивида к изучению таких коллективных образований как публика, социальные институты, культура и т.д.: "Не существует психологии, которая не была бы целиком и полностью психологией индивида. Социальная психология не должна противопоставляться психологии индивидуальной, она является частью психологии индивида, и изучает его поведение в связи с его окружением, наполненным его собратьями… Так же не существует и сознания кроме того, которое принадлежит отдельным индивидам. Психология во всех своих формах - наука индивидуального" (см. противоположную точку зрения: 1972).
Терстоун (1887-1955) издает "Природу интеллекта" (The Nature of Intelligence). В предисловии он отмечает влияние на его работу мидовских лекций по социальной психологии.
Выготский (1896-1934) выступает с докладом "Методология рефлексологического и психологического исследования" на Втором Психоневрологическом конгрессе в Ленинграде. Он отстаивает свою точку зрения, что если рефлексологии суждено стать общей теорией человеческого поведения, она прежде должна признать существование сознания и взять на вооружение методы психологического исследования. Его подход схож с Дьюи (1896) и противоположен Уотсону (1915). Последний в своих представлениях о психологии как объективной науке следовал модели Павлова.

1925
Блюмер (род. 1900), тогда магистр социологии, поступает в аспирантуру в Чикагский университет, где слушает лекции Мида.

1926-29
Дискуссии в советской психологии, касающиеся марксистской перестройки психологического знания, в результате которых социальной психологии отказано в самостоятельном статусе. Социальная психология отождествляется с признанием социальной обусловленности психики, что не требует "отдельной" научной дисциплины (Блонский). Социальная психология как изучение социальных групп, коллективов и институтов "гражданства" в СССР не получает. Начало изоляции советской психологии от мировой.

1927
Коффка становится сотрудником Смит колледж, где и остается до своей смерти в 1941.
Принс основывает Психологическую клинику в Гарварде. После его кончины на 75 году жизни директором клиники становится его юный ассистент Генри Мюррей (род 1893).

1929
Боринг (1896-1968) публикует "Историю экспериментальной психологии", в которой отстаивает "чистую" экспериментальную психологию перед лицом недавно ставших популярными ответвлений прикладной психологии. Книга также является сильным выступлением за размежевание психологии и философии.
Терстоун и Чейв публикуют "Измерение установок". Методы, использованные Терстоуном для конструирования его классической шкалы в Чикаго в 1920-х гг., предполагают наличие у разработчиков шкал коллективных репрезентаций исследуемого объекта. Пункты, которые он использовал для конструирования шкал измерения общественного мнения, взяты из средств массовой коммуникации. Выше (1924) упоминалось, что на Терстоуна оказала влияние социальная психология Мида.

1930
Хайдер присоединяется к Коффке в Смит колледж. Первоначально собиравшийся в США с коротким визитом, Хайдер женится на американке Грейс Мур и остается в Штатах до конца дней.

1931
Мид умирает в Чикаго. Курс социальной психологии в Чикагском университете вместо Мида теперь читает Блюмер. Это истоки символического интеракционизма в американской социологии. Название "символический интеракционизм" принадлежит Блюмеру, а не Миду, как многие считают. Мид не был понят психологами при жизни (см. 1904) - так же как в свое время Вундт (см. 1879), он был отвергнут позитивистами. Очень близкие мидовским, в России получили развитие идеи Выготского. Оба пришли к своим выводам о социальной природе языка и сознания почти одновременно и совершенно самостоятельно. Они даже не были знакомы с работами друг друга.
Бартлетт становится профессором экспериментальной психологии в Кембридже.

1932
Бартлетт публикует "Запоминание: экспериментальное и социальное исследование". Очевиден междисциплинарный характер этой работы, совмещающий как психологию так и антропологию.
Лурия (1902-77), Выготский и Коффка отправляются в экспедицию в Узбекистан и Киргизию для изучения "зависимости психических функций от историко-экономических условий". Результаты этого исследования не были опубликованы до 1976 г. (Лурия. "Когнитивное развитие: культурные и социальные основы").
Блюмер проводит год в Париже, изучая феномен моды. Он считает, что мода в современном обществе - то же, что традиция (custom) в статических обществах.
Левин читает лекции в Стэнфорде.

1933
Гитлер приходит к власти в Германии. Вертгеймер и Левин ищут убежища за границей. Лондонская школа экономики и политических наук рассматривает вопрос о предоставлении им мест, но отвечает отказом, и те эмигрируют в Америку. Вергеймер отправляется в New School for Social Research в Нью-Йорке, а Левин в School of Home Economics в Корнелле, где и остается до 1935 г.
Ф.Олпорт публикует книгу Institutional Behaviour, в которой рассматривает главные социальные институты в терминах поведения отдельных индивидов.

1934
Адорно (1903-69) эмигрирует из Франкфурта в Штаты, где преподает в New School for Social Research в Нью-Йорке.

1935
Мерчисон издает "Учебник социальной психологии" (Handbook of Social Psychology). Структура книги похожа на Volkerpsychologie Вундта, т.е. сравнительный подход. Гордон Олпорт (1897-1967) в своей классической главе об установках превращает последние из "коллективных представлений" в чисто индивидуальную готовность к действию. Научный прогресс в современной социальной психологии измеряется в терминах удаленности от учебника Мерчисона.
Коффка публикует "Принципы гештальтпсихологии" на английском.
Гэллап (1901-84) основывает Американский институт общественного мнения, известный как Gallup Poll, для проведения политических и маркетинговых исследований научными способами.
Левин перебирается из Корнелла в Child Welfare Research Center в Айове, где остается до 1945 г.
Фестингер (1919-89) защищает здесь под руководством Левина докторскую диссертацию на тему уровня притязаний.

1936
ЦК ВКП(б) издает постановление "О педологических извращениях в системе наркомпросов", запрещающее использование психологических тестов, особенно в школах. Запрещение исследований индивидуальных различий в СССР контрастирует с индивидуализацией социальной психологии в США.

1937
Г.Олпорт становится редактором Journal of Abnormal and Social Psychology на целых 12 лет. Он также публикует "Личность: психологическая интерпретация", в которой индивидуализирует понятие личности так же, как недавно индивидуализировал понятие установки (1935).
Создается журнал Public Opinion Quarterly.

1939-1945
Вторая мировая война

[1872 - 1914] [1914 - 1939] [1939 - 1973]

© А.Дерябин, 1998
Last modified  19/02/98

PSyberLink | Центр

psllogo.gif (2028 bytes)

© Научно-учебный центр психологии НГУ 1997, 1998