Психология и новые идеалы научности
(материалы "круглого стола")

Вопросы философии, 1993, №5, Сс. 3 - 43

От редакции. В 1992 г. журнал "Вопросы философии" провел "круглый стол", посвященный актуальным проблемам современной психологии. Психология всегда была тесным образом связана с философией. Она и выделилась из философии в нашем столетии, а ее теоретические концепции во многом до сих пор ориентированы философски (например, бихевиоризм, феноменологическая психология, интеракционизм и др.). На обсуждение были выдвинуты следующие темы:

С разных точек зрения попытались посмотреть на современную психологию участники обсуждения - психологи, философы, науковеды.
 

Содержание

Кризис или катастрофа? (В. П. Зинченко)
Деятельностная парадигма и тоталитарная идеология (А. В. Брушлинский)
Психология и психопрактика (В. М. Розин, А. В. Брушлинский)
Психопрактика культуры (О. И. Генисаретский)
Сторонники старых идей уходят со сцены (А. А. Голов)
Психология в свете пародийного науковедения (Н. И. Кузнецова, В. М. Розин)
Критика естественнонаучного метода и критика практического разума (А. А. Пузырей, В. М. Розин)
От гуманитарной парадигмы в психологии к парадигме эсхатологической (Б. С. Братусь)
Психология между Сциллой натурализма и Харибдой технологизма (А. А. Пузырей)
Принцип дополнительности в психологии (М. А. Розов, А. А. Пузырей)
Заключение (А. П. Огурцов)
 

Введение

А. П. ОГУРЦОВ (доктор философских наук, член редколлегии журнала "Вопросы философии").

Психология всегда была значима для философии. Возникновение экспериментальной психология совпало по времени с господством психологизма в философии. Тематика нашего "круглого стола" актуальна для отечественной философии, по-моему, по трем мотивам.

Во-первых, мне кажется явным кризис или неблагополучие советской психологии. Это выражается в том, что отсутствуют широкие теории в рамках психологии. Кроме того, отсутствуют научные школы в психологии, подобные тем, которые существовали в 30-е годы. Может быть, это объясняется тем, что психология вступила в период "нормальной науки'', если употребить термин Т. Куна.

Т.КунНо, увы, нет теоретической парадигмы в психологии.

Во-вторых, в психологии уже давно существует естественнонаучная парадигма. Складывается или нет в рамках психологии альтернативная естественнонаучной гуманитарная парадигма? В социологии существует явное противоборство двух методологических ориентаций - естественнонаучной и гуманитарной. Гуманитарная парадигма связана прежде всего с методами понимания, с интерпретацией смысла человеческих действий и т.п. Можно ли говорить о сосуществовании в рамках отечественной психологии двух методологических ориентаций, каковы взаимоотношения между ними на разных этапах ее истории и др.

Еще один круг тем, который для нашей страны особо актуален в наши дни, - впадение общественного сознания в оккультную психологию. Все эти трансмедитации, которые происходят вокруг нас, шоу, разыгрываемые по телевидению, как мне кажется, создают совершенно другую ауру вокруг психологии - ауру, чуждую рационализму, на котором строилась психология как наука. Каково отношение психологии к такого рода вненаучным психотерапевтическим практикам, изменяется что-либо в статусе и предмете психологии в связи с такого рода метаморфозами посттоталитарного сознания?

Все эти три проблемы, которыми, я надеюсь, не ограничится наше обсуждение, объединяются в одной широкой теме - смена идеалов научности в психологии.
 

[Дальше]
 
Психология и новые идеалы научности. [WWW-документ]
URL http://psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/psychsci0.htm

Вы можете отправить свой отзыв на эту статью

PSyberLink | Рукопись
© Научно-учебный центр психологии НГУ, 1998